Постановка Улётовского народного театра им. Н. Буракова "Солнцем поцелованные"

0 0

Сегодня мы обратимся к конкретному спектаклю уже знакомого вам Улетовского народного театра им. Николая Буракова. В январе мы рассказали, как в Улётах отметили 80-летие своего любимого театра. Кого только не ставили за эти годы на сельской сцене - Островский, Горький, Чехов, Арбузов, Вампилов, Филатов, Галин, Шукшин… В последние годы в репертуаре театра появились работы, литературной основой которых стали пьесы улетовского журналиста, члена Союза писателей России Елены Чубенко. Во-первых, это спектакль "Вот так и живём", насыщенный сочным деревенским колоритом и с успехом показанный на международном фестивале "Семейская круговая" в Чикое. На недавнем краевом конкурсе любительских театральных коллективов "Забайкальская рампа", показав свою новую работу - постановку Галины Жуковой по пьесе Елены Чубенко "Солнцем поцелованные", Улетовский народный театр в номинации "Взрослый театр" стал лауреатом 1-й степени. Действие спектакля происходит в годы войны в деревенской избе. Под родительский кров возвращается комиссованная с фронта по причине беременности Прасковья. 

Беседую с автором пьесы "Солнцем поцелованные", прозаиком, членом Союза писателей России Еленой Чубенко . Она же - исполнительница роли Паши.

Как идея родилась, как появился этот материал литературный, который превратился в пьесу, а потом и в спектакль "Солнцем поцелованные"?

Искать особо не нужно было, потому что я люблю собирать истории моего рода, моей семьи. И мне рассказывали о моих прабабушке Матрёне и дед Елисей был, её супруг. Мне рассказывали их историю. Она меня потрясла чем? Он, оказывается, воевал в первую русско-германскую войну в царской армии и попал в плен к немцам. Будучи в плену, работал там на барина какого-то, и у него родился ребёнок там. Обо всём об этом он не говорил, но из деревни был ещё один солдат, который тоже был в плену, и они промеж себя эту тайну держали. И вот мне внук того солдата эту историю рассказал. А что касается бабки Матрёны, у неё в войну погибло двое сыновей, дочка её Акулина воевала и вернулась. Из этих историй родилась история "Солнцем поцелованные". Приукрасили совсем немного. Наша Акулина вернулась с фронта и вышла замуж, а моя Пашка по спектаклю пришла беременной. Нужен был какой-то драматургический конфликт, на этом всё и завязалось. Через эту историю я коснулась истории своего прадеда.

Почему вам было важно поведать об этом?

Есть ещё один аспект, который меня зацепил. Однажды я прочитала в нашем интернете вездесущем историю о том, как тяжело было на фронте женщинам. Во-первых, шла потом молва, что это "походные жёны", а во-вторых, как тяжело было физически, физиологически. Она меня потрясла. Потому что мы видим одну правду в кино - красивая медсестра, за которой увивается полполка. А на самом деле это было настолько нечеловечески тяжело, и какую нужно было силу, чтобы это выдержать. Это сложно показать в рамках современного кино, потому что у нас медсестра на фронте - красавица с раскрашенными глазами, с макияжем, который у неё даже во время боёв никуда не делся, с причёсками. На самом деле это было страшно. Поэтому я решила, что именно этой темы коснусь в пьесе.
А почему хотелось рассказать историю своей семьи? Мне нравится деревенская тема. Хотя меня порой ругают, что надо уходить от деревни, писать что-то современное, не ехать на одном коньке. Но мне нравится этот конёк, я с него не хочу слазить!

А кто же будет писать о деревне, если не люди, которые оттуда?

Вы смотрели этот спектакль и видели разговоры женщин из деревни о том, как они переносили эту войну. Да, там воевали. Но как их ждали здесь! Какими силами старались всё отдать фронту - оставались и разутыми, и голодными, и физически это был адский труд. Не даром сейчас говорят: "Дети войны, дети войны". А они же выходили со взрослыми на поле в 10 лет, пасли этих быков, а то и впрягались, шли рядом, когда копыто было больше, чем ребёнок, который вёл этого быка в поводу. Дядька мой Сергей Тимофеевич вспоминал, как они вели этих быков маленькие. И сейчас их осталось очень мало, детей войны, умирают эти люди. Я считаю, об этом надо рассказать. Порой такое отношение к ним - вот мол, надоели. Везде поднимают эту тему - дети войны. Да им памятники при жизни надо ставить, потому что это были трудяги. А уж какие трудяги были их мамы!

Написали. Пьеса была принята коллективом, в котором вы тоже играете много лет. Всё время вы чувствовали себя комфортно, легко, выходя уже на сцену в роли Паши?

Да. Дело в том, что эту пьесу все восприняли очень легко. Единственное, некоторые обижались: "Почему для меня ничего нет?" И мне приходилось додумывать ещё один персонажик, ещё один. Из соседок, допустим. Всем хотелось в нём поиграть.

А как его восприняли все остальные?

Такой пример. Мы его как бы отыграли летом и потерялись на всё лето. И перед "Театральной рампой" мы снова собрались, чтобы его прогнать пару раз и выехать на "Театральную рампу". Я думаю: "Ну, все уже, наверное, всё позабыли. Заново надо будет всё нарабатывать, наращивать". И вдруг я вижу: они с такой отдачей начинают играть! Села в зал, потому что я не сразу приезжаю по сюжету. Смотрю - у меня сразу слёзы закипают. Они настолько натосковались по этим ролям, что они сразу включились в него. Он лёг буквально на душу этот спектакль людям. Чувствовали себя все в нём комфортно.
Анатолий Григорьевич, как только я дала ему пьесу, он её прочитал - наш Елисей - говорит, не мог скрыть слёз при первом прочтении этой пьесы: "Я хочу это сыграть!" Вы видели, как он сыграл.

Он, наверное, вам помогал. Или вы друг другу помогали?

Конечно, Анатолий Григорьевич помогает в каком плане. Рядом с ним невозможно фальшивить. Я когда играю рядом с ним, мне просто хочется летать. Может быть, за эти годы мы с ним сыгрались так, что мне без него дискомфортно. Когда он у нас приболел прошлый год, мы играли спектакль без него "За двумя зайцами". Просто истосковались все без него. Всё не так без Анатолия Григорьевича. А в этом спектакле чем он мне помог? Он подсказал мне кусочек с молитвой. Я очень ему благодарна. Изначально у меня по сценарию была молитва моя - начинала молиться за оставленного на фронте мужа своего. А он говорит: "Давай я здесь помолюсь". Он воцерковлёный у нас человек, глубоко верующий, и он сам молился... И это был очень сильный момент.

С исполнителем роли деда Елисея, актёром Улётовского народного театра Анатолием Григорьевичем Горковенко, удалось пообщаться в течение нескольких минут после завершения краевого фестиваля "Забайкальская рампа". Он только что сошёл со сцены, где ему вручили специальный приз "Признание", учреждённый Забайкальским отделением Союза театральных деятелей России.

Анатолий Григорьевич, для вас эта работа, которая была показана на фестивале, которая тронула всех... В череде ваших ролей, главных героев какое место вы ей отводите?

Надо сказать, что я постепенно подходил к этой роли. И опять же по произведению Лены Чубенко. Первую "Вот так и живём" она написала, потом ещё одна была пьеса. Они имели грандиозный успех. Мы даже на "Семейской круговой" выступали, там поразили всех.

Белорусы вам овации устроили.

Да. А это... Это, я считаю, лебединая песня моя. Не знаю, даст ли мне бог дальше работать на сцене. Если даст, я буду работать. А то, что спектакль принимают зрители... Лично мне он очень тяжело даётся. Очень тяжело. Первый раз читая сценарий, я уже плакал. Потому что очень хорошо помню послевоенные годы - я жил в них, участвовал. Краешек голода захватили, особенно жена у меня. Мы - забайкальцы, колхозники - жили ужасно тогда. Поэтому всё это вспоминается - многочисленные дяди, тёти мои, которые в то время жили. Изумительные люди. Было мне с кого пример брать. Мне это, конечно, помогло прочувствовать всё это и передать людям.
И когда я первый раз читал материал, который мне дали, он меня поразил, потому что я сам деревенский, вырос в деревне, и все, что в этом спектакле отражено, это фактически наше детство. Мне, в общем-то, и легко, и трудно было это играть, потому что я все это пережил на собственной шкуре.
Дед Елисей - это мой дедушка, дедушки, прадедушки моих предшественников. Мне было с кого брать образ. Это мне здорово помогло. Я вижу, что зритель потрясен, подходят с благодарностью. Они все это чувствуют, они все это понимают. Вот это меня вдохновляет.

Театр в вашей жизни...

Театр в моей жизни? Я бы сказал, это моя вторая профессия. Первая - врач. Я почти 50 лет жизни отдал медицине. И параллельно я 40 лет ходил в народный театр, который без меня себя не представлял, и я без него себя не представлял. Было когда-то - медицина мешала, в хорошем смысле: надо было оперировать, а тут в театр идти, срывались репетиции. Но всё-таки мы как-то ужились и дружненько эти годы прошагали.

Органична, искренна на сцене и в роли чеховской строптивой бырыни, и в роли простой деревенской бабы Матрёны, потерявшей на войне двоих сыновей, в спектакле "Солнцем поцелованные" Галина Плотникова. Днём она - педагог дополнительного образования Улётовского реабилитационного центра, вечером - актриса народного театра.

Что можете сказать о работе "Солнцем поцелованные"?

Все должны помнить годы войны. И у меня в памяти есть бабушка моя – как жила в войну, как работала. Тоже муж на фронт уходил, потом не вернулся в семью, нашёл фронтовую любовь. История такая мне знакомая, близкая. Война недалеко от меня ушагала, хоть мы и молодое поколение. Помнится.

И через себя пропускается.

Да, конечно. И быт этот деревенский знаком, знаю русскую печку. Всё родное. Хотелось бы поздравить всех актёров, Галину Георгиевну. Она сделала очень много. Если мы играем, значит её работа удалась. И наша тоже.

За почти сорок лет, что руководит Улётовским народным театром выпускница Читинского культурно-просветительного училища, заслуженный работник культуры Забайкальского края Галина Георгиевна Жукова, были поставлены десятки ярких спектаклей, многие из которых высоко оценивались жюри на областных фестивалях "Театральная весна", не было случая, чтобы театр из Улёт не получал звания лауреата… И вот новая победа - в год 80-летия коллектива. Его художественному руководителю Галине Жуковой было вручено благодарственное письмо Министерства культуры за вклад в развитие театрального искусства Забайкальского края. А сколько сил и терпения, любви к театру и творческого горения вложила Галина Георгиевна в своих самодеятельных артистов. Кто-то из ветеранов сцены и по сей день с ней рядом, кто-то из молодёжи пришёл на репетицию посмотреть, да и остался, кто-то привёл в театр свою вторую половинку, кто-то рад, что его ребёнок занимается у Галины Жуковой в детской театральной студии.
В спектакле "Солнцем поцелованные" на сцену выходит с десяток артистов улётовского театра. Мужских ролей всего две. Дед Елисей и местный парень Ганька, пришедший с войны калекой. В следующей сцене заняты молодые актёры Егор Сульженко и Ульяна Дегтярёва.
Завершается спектакль плачем только что родившегося младенца, тоже солнцем поцелованного. 



Говорит член жюри второго краевого конкурса любительских театральных коллективов "Забайкальская рампа", председатель Забайкальского отделения Союза театральных деятелей России Елена Сафронова.

Можно сказать, что вы здесь для себя что-то открыли, на этом втором Забайкальском театральном фестивале?

Удивить нас достаточно сложно, потому что мы бываем на больших фестивалях профессиональных. Но здесь столько было найдено идей, столько увидено новых образов - и трагедийных, и комичных. Творчество самодеятельное оно немножко наивное, более открытое и искреннее, чем всё остальное. Они как думают, так говорят. Это дорого стоит. Иногда профессиональным театрам не хватает этой искренности, этой правдивости. Как Станиславский сказал. А мы верили здесь всему.

Кому-то конкретно можете признаться в любви?

Я влюблена в исполнителя роли деда Елисея - Горковенко Анатолий Григорьевич, Улёты. Я видела их на видео. Они меня потрясли. Мы начинаем снимать кино по этому спектаклю. Я просто очарована, успокоиться не могу, и спецприз, конечно, достался ему.

А это мнение председателя жюри краевого фестиваля "Забайкальская рампа", художественного руководителя Забайкальского драматического театра Николая Гадомского: "Мы привыкли судить со своей колокольни - с точки зрения профессионального театрального искусства. Я впервые побывал на фестивале-конкурсе любительских театров и почерпнул для себя много интересного. Некоторые коллективы и отдельные артисты могут конкурировать с профессионалами. Это я могу сказать об Улётовском театре, наверное, в силу своего возраста такого - 80 лет Улётовскому театру - там у них поставлено всё очень серьёзно. Посоветовал бы любительским театрам - развиваться, развиваться, привлекать ещё больше людей, которые горят театром, любят театр для того, что бы радовать себя и зрителей".

Николай Гадомский после того, как познакомился с повестью Елены Чубенко "Грех рыжих убивать", задумался о съёмках короткометражного фильма, а посмотрев на фестивале любительских театральных коллективов спектакль Улётовского театра, ещё больше укрепился в своём решении. В январе на сцене краевого театра драмы проходили съёмки будущей картины. В настоящее время идёт процесс монтажа, впереди озвучание. В фильме, насколько известно, все роли, за исключением одной, играют артисты Забайкальского драматического театра. На роль деда Елисея режиссёр без всяких сомнений утвердил актёра Улётовского народного театра Анатолия Горковенко. Предположительно фильм "Грех рыжих убивать" примет участие в конкурсе короткометражных фильмов VIII Забайкальского международного кинофестиваля, который пройдёт в Чите с 30 мая по 2 июня 2019 года.

Фото: Евгений Галуза

Читать весь текст

Елена Князева, 11 февр 2019, 14:04

Связанные теги: театр

Просмотреть все новости из этой рубрики: Ваш выход!

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2019

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus