"Многоликое Забайкалье" и "Солнцем поцелованные" - фото- и кинотворчество наших земляков

0 0

Почти месяц в Забайкальском музейно-выставочном центре (бывшем художественном музее) экспонировалась фотовыставка "Многоликое Забайкалье". Автор представленных на ней работ - человек в нашем крае известный. Александр Леснянский - успешный предприниматель, директор Забайкальского художественного салона. Он заядлый путешественник, и на планете всё меньше и меньше остаётся мест, где бы он ни побывал. Все свои впечатления и открытия во время поездок и путешествий Александр непременно запечатлевает на фото. Чтобы и самому растормошить память, когда этого захочется, и чтобы было что показать в своём "Живом журнале" в соцсетях. Александр Леснянский давно и прочно приобрёл себе славу интересного фотографа и активного блогера.
Он член Союза фотохудожников России и Иркутского фотографического общества. Известный в советское время читинский фотоклуб "Даурия", к сожалению, давно уже не существует. Александр Абрамович Леснянский - лауреат российских и международных фотоконкурсов, соавтор коллективного издания "Мир глазами блогера". Надо сказать, что Александр довольно активно пропагандирует своё творчество, а значит и удивительную природу ставшего ему родным Забайкалья. Он издал на собственные средства три авторских фотоальбома - "Забайкальский край", "На берегах Читы и Ингоды" и книгу с несколько ироничным названием "Чита. А это где?" Первая персональная фотовыставка Александра Леснянского была в этих же стенах больше десяти лет назад. На ней можно было увидеть фотографии, сделанные им во время путешествий по Тибету, пустыне Гоби в Монголии и Гималаям (Непал). На этот раз большая часть экспозиции была посвящена забайкальской природе. В разное время года, в разное время суток, в разном настроении...

Благодаря вкусу и дизайнерскому мастерству супруги Александра Леснянского Надежды необычно и очень стильно было оформлено выставочное пространство. На небольших подиумах в виде кубов стояли красивые девушки. В их нарядах были использованы элементы, которые состояли из фотоснимков Александра, умело соединённых нитью или оригинально встроенных в тот или иной аксессуар. Представьте только - головной убор, изящный пояс или шарф - из фотографий! Их автор, улыбаясь, высказался относительно этого перфоманса: "Не знаю, запомнят ли мои фотографии, но Надину дизайнерскую идею, думаю, оценят все…"

Уверена, что и большую творческую работу по организации выставки "Многоликое Забайкалье" зрители тоже оценили по достоинству. Примерно месяц Александр и сотрудники музейно-выставочного центра готовили экспозицию. Снимки подбирались и располагались рядом с учётом композиции, цвета, содержания, гармонии. Всего около 90 фотографий размером 60 на 90 см. Каждая фотокартина Александра Леснянского - это увиденная им красота мира, и неважно, где она открылась мастеру - во время заграничной поездки или в дни путешествия по забайкальской глубинке.

Несколько откровений автора выставки Александра Леснянского.

- Нет у меня таких амбиций, чтобы выставиться. Раньше они были, когда я обижался что мой снимок не берут на выставку, не признают как фотографа. Сейчас этого нет. Конечно, это престижно, но и довольно дорого. Поэтому когда я подбирал фотографии, думал, кто будет зритель, кому это интересно? Тот же багульник надоел, но на него могут любоваться бесконечно - как у нас красиво! Я по этому принципу и пошёл. Как у нас красиво! Показать Забайкалье - огромное, разнообразное. Выставку сконцентрировал на ландшафтах, пейзажах, чтобы была художественная составляющая в каждом снимке. Между двумя берегами метался, чтобы было и художественно, и познавательно, чтобы это охватывало и север, и юг, и запад, и восток.

 

- Многие работы сделаны во время путешествий...
- Они все - путешествия. Есть несколько работ, когда я просто вышел из дома в Карповке, выпал снег... Все остальные - это по Забайкалью поездки, походы; есть заграничный небольшой блок, но он для контраста сделан, что у нас ничем не хуже. В каждой поездке я с фотоапппаратом, это вообще главный стимул путешествий.
Вообще у фотографа всегда обострённый взгляд, он видит то, что мы зачастую не видим, проходим мимо...
Найти интересное можно в любую погоду, в любом месте. Бывает, сидишь в палатке, дождь прошёл, вышел и под ногами нашёл какой-то листик с росой красивый... Я не разучился это видеть. С удовольствием езжу в район - эти лица интересные, характеры. Везде это есть, надо просто это видеть. Надо просто любить, тогда будешь видеть.
- И не суетиться...
- Я суечусь... Бывает, когда попадаешь в красивое место, возникает лёгкая паника - куда бежать, не успею, солце... Когда пару кадров сделал, приходишь в себя и потом спокойней...

- Насколько то, что вы сняли, потом подвергается обработке новейшими технологиями? 
- Есть такое правило у меня - надо сразу, как отснял, постараться этот снимок довести до ума - то, как ты видел глазами в законченом виде оформить. Закат розовее, краснее... Забывается. Можно любой оттенок придать, но я стараюсь, как я видел, как я это помню. Фотошоп - это вообще не инструмент, чтобы фальсифицировать, а для того, чтобы привести в то состояние, в котором снимок был.

 

Отвечая в соцсетях на вопрос "Какая работа у вас любимая?", Александр Леснянский сказал интересную вещь: "Фотография может быть любимой недолго, пока не появится новая". И всё-таки он назвал работу на выставке, которая ему самому действительно нравится.

- Есть один снимок, непродажный он. Он красивый по моим представлениям о фотографии: там есть цвет, композиция, драматизм. Она там зауглом - "Перевал Медвежий". Мы забрались на перевал, жили там дня два-три и ловили свет, который постоянно менялся... Когда всё было во мраке, маленькое пятнышко солнца упало на дно долины и осветило всё... Как будто какая-то Шотландия... Людям чаще нравятся яркие картинки, где всё весело, жизнерадостно, поэтому у нас в салоне много багульника, а на выставке багульника мало совсем. Есть много туманов, много зимы - зима она сама по себе красивая, контраст создаёт...

Природа на фотографиях Александра Леснянского порой зачаровывает, и ты вдруг из реальности попадаешь в сказку; порой же увиденные лесной пейзаж, горные вершины на фоне облаков или одинокое дерево в закатный час вдруг оказываются созвучны твоим собственным мыслям и переживаниям. Ещё одна деталь - у некоторых фотографий оригинальные названия… Хотя для Александра это не так важно.

- Я не люблю пафос вообще ни в чём. Я через это прошёл, когда мы каждому снимку придумывали красивое название, чтобы работу спасти. Где органично, там я давал - "Осенний танец". Это вообще самое лёгкое. Поскольку я фотограф, я всё-таки фотографией хотел сказать что хочу сказать или что понравилось. "Чарская долина" - что там выдумывать... Есть название местности, район, где это снято.

 

Среди посетителей выставки оказался забайкальский поэт Вячеслав Вьюнов.

- На такие вещи насмотреться невозможно. Каждая картина - это отдельный мир, они все одухотворены - есть характер, душа, они все живые. Сделано потрясающе!
- Сами берёте фотоаппарат?
- Некоторые удаются кадры, как правило, где-то в тайге, случайно.

А теперь - мнение о выставке коллег, которые в своё время были членами фотоклуба "Даурия" и знают толк в фотографии. Это Евгений Потапов, Виктор Козырев и Валентина Лескова.

Евгений Потапов: "Мы все вместе начинали. Фотоклуб был сильной организацией, вторые-третьи места по России было держать тогда не так-то просто. Надо было что-то давать на гора. Саша Леснянский, по сравнению с тем, что раньше выставлялось у него, это здорово. В целом здорово! Есть картинки открыточные, конечно, а есть работы, перед которыми можно постоять и задуматься. Это главное в фотографии".

Виктор Козырев: "В декабре была выставка краевая, она ничто не тянула. У Саши уровень есть, видно, что человек серьёзно занимается этим. Вкусы разные у всех, но уровень здесь присутствует".

Валентина Лескова: "Я очень рада, что уровень достойный не только города Читы, но и фотографических центров. Я считаю, что не каждая выставка достойна музея - она может быть в доме культуры, кинотеатре, а художественный музей - это уровень высокий. И у Саши выставка достойная: она фотографически грамотная, прекрасное у него видение художника, выставка с настроением. Мы прошли и очень рады. Искренне поздравляем Сашу.  За эту выставку не стыдно".

Фотовыставка "Многоликое Забайкалье" завершилась, но желающие приобрести понравившиеся работы в подарок или для оформления домашнего интерьера могут обратиться к автору, Александру Леснянскому, в Забайкальский художественный салон.

Фото: Евгений Галуза

 

***

Все мы знаем, что наступившая неделя - фестивальная. Нас ждут интересные встречи с известными деятелями кино - режиссёрами, актёрами, продюсерами; мы сможем побывать на кинопросмотрах как новых фильмов для разной возрастной аудитории, так и картин, ставших классикой советского кино. У нас есть также возможность познакомиться с работами сибирских кинематографистов и даже съёмочных групп из Читы.
Мы уже рассказывали, что художественный руководитель Забайкальского драматического театра, режиссёр Николай Гадомский снял игровой фильм по пьесе забайкальского журналиста, писателя Елены Чубенко "Солнцем поцелованные". Так вот, он будет демонстрироваться в кинотеатре "Бригантина" 1 июня в 17:30 во внеконкурсной фестивальной программе "Забайкальские жемчужины". Там же состоится встреча со съёмочной группой картины.
Читинцы же смогли увидеть этот фильм в День Победы, 9 мая, в театре драмы и кинотеатре "Удокан". На творческой встрече в театре Николай Гадомский представил артистов, снявшихся в фильме, рассказал о некоторых нюансах съёмочного процесса, ответил на вопросы зрителей.

- Мы снимали этот фильм в течение шести съёмочных дней. За четыре дня сняли павильонные сцены, за день сняли сцену в стайке с коровой, проходку по Атамановке Ганьки и Верки и один день снимали машину-полуторку.

Семь месяцев подготовки и шесть съёмочных дней. На сцене театра драмы была выгорожена настоящая сельская изба по образцу и подобию той, что до сих пор сохранилась в селе Дешулан, где жили реальные Матрёна и Елисей, ставшие прообразами героев пьесы и фильма.

На вопрос из зала, как родилась идея сценария будущего фильма, ответила Елена Чубенко.

- Я люблю собирать истории моего рода, моей семьи. И мне рассказывали о моих прабабушке Матрёне и дед Елисей был её супруг. Мне рассказывали их историю. Она меня потрясла чем? Он, оказывается, воевал в первую русско-германскую войну в царской армии и попал в плен к немцам. Будучи в плену, работал там на барина какого-то, и у него родился ребёнок там. Обо всём об этом он не говорил, но из деревни был ещё один солдат, который тоже был в плену, и они промеж себя эту тайну держали. И вот мне внук того солдата эту историю рассказал. А что касается бабки Матрёны, у неё в войну погибло двое сыновей, дочка её Акулина воевала и вернулась. Из этих историй родилась история "Солнцем поцелованные". Приукрасили совсем немного... Наша Акулина вернулась с фронта и вышла замуж, а моя Пашка пришла беременной. Нужен был какой-то драматургический конфликт, на этом всё и завязалось. Через эту историю я коснулась истории своего прадеда.
Есть ещё один аспект, который меня зацепил. Однажды я прочитала в нашем интернете вездесущем историю о том, как тяжело было на фронте женщинам. Во-первых, шла потом молва, что это "походные жёны", а во-вторых, как тяжело было физически, физиологически... Она меня потрясла. Потому что мы видим одну правду в кино - красивая медсестра, за которой увивается полполка... А на самом деле это было настолько нечеловечески тяжело, и какую нужно было силу, чтобы это выдержать... На самом деле это было страшно. Поэтому я решила, что именно этой темы коснусь в пьесе.

В день презентации фильма Елена Ивановна Чубенко получила посылку из Санкт-Петербурга с несколькими экземплярами нового издания книги "Солнцем поцелованные" и прямо на сцене театра подарила их членам съёмочной группы.

Говорит актриса Елена Зорина, сыгравшая в фильме роль Паши, комиссованной с фронта по беременности.

- Это для меня первая работа в кино. Было безумно сложно, потому что я театральная актриса, мне легче находиться на сцене театра, чем на съёмках фильма. Всё, что происходило на съёмочной площадке - слёзы, монологи импульсивные - это было непросто.

Делятся впечатлениями и зрители.

- Я землячка Елены Ивановны, из Улёт. Мне все её произведения нравятся, читаем всей семьёй. Этим фильмом настолько удивили. Артистов подобрали - Женя Нимаев, Люба Гамова - это же наша деревенская бабушка. Анатолий Григорьевич - врач, в нашем Улётовском театре играет больше 40 лет... Вам низкий поклон. Как будто в деревне побывала - все наши родные и вы их воплотили..
- Конечно, это здорово, замечательно, что такой фильм появился на основе спектакля самодеятельного Улётовского театра. Гадомский - молодец, конечно, за неделю снять такую вещь! Психологическая драма или героическая... Это очень здорово. Я рада.

Роль деда Елисея исполнил в фильме "Солнцем поцелованные" артист Улётовского народного театра имени Николая Буракова Анатолий Григорьевич Горковенко. 

- Для вас, как для театрального актёра, что было самым сложным?
- Мы привыкли на сцене играть. Там легче, потому что начал и разбегаешься, разбегаешься - события наматываются, чувствуешь зал, что ты его держишь в руках, зал. Всё у тебя получается. А здесь всё кусочками. "Мотор!" - и поехали. И поехали не с начала, а в самом накале - и слёзы, и всё. И надо эту сценку, которая минуту-две снимается, надо всё из себя вывернуть, показать. Это сложно. Конечно, помогло, что я 40 лет вертелся на этой сцене, это помогло здорово. И поэтому меня Николай Николаевич заметил и пригласил. Но всё равно сложно.
- Вы ощущали, что есть разница - работать с актрами профессионального театра и вашего родного улётовского?
- Естественно. Я с ними работал, как песню пел. Это же здорово. Я боялся, что меня не примут, они - профессионалы, а я из народа вынырнул, из провинциального театра. Но ничего, за 2-3 дня мы перезнакомились все, а начали работать - поняли возможности друг друга и работа понеслась. Всё. Меня приняли как равного.
- Вы смотрели из зала фильм? Как и ваша работа и в целом работа коллектива?
- Я себе, как всегда, не понравился. Мы последние годы все свои спектакли записываем на диски. Я потом диск смотрю - господи, да что тут может нравиться? "Браво" кричат, все хвалят.
- Вы такой требовательный к себе?
- Не знаю. Не нравится и всё. Здесь как-то было по-другому. Всё-таки я прослезился и на своей роли, и на Лениной... Спасибо надо сказать Лене Чубенко. Если бы она такое чудо не написала, то ничего бы не было. 

Самая юная артистка, сыгравшая в фильме роль приёмной дочки Матрёны и Елисея, Эля Плотникова, нашлась в Доме детского творчества №1 города Читы, где занимается в образцовом театре кукол "Буратино".

- Эмоции у меня были грустные, где-то было немного смешно.
- Дед Елисей, Анатолий Григорьевич, помогал тебе, когда снимали?
- Все помогали. Говорили иногда рекомендации.
- Ты бы посоветовала этот фильм посмотреть?
- Я бы посоветовала.
- Потому что ты там играешь?
- Да. И потому что он мне сам по себе понравился.

Ещё одно интервью, записанное сразу после презентации картины. У микрофона член Союза писателей России, автор книги "Солнцем поцелованные", соавтор сценария одноимённого фильма Елена Чубенко.

- Елена, как автор материала, который уже сейчас - киновариант, относится к этому детищу?
- Это две разные вещи - спектакль и фильм. Книга, которую я сегодня представила со сцены, она полностью соответствует спектаклю. В фильме мы немножко изменили сюжетную линию, поскольку нужно было уместиться в метраж, и видение у режиссёра немного другое. Мы с ним долго спорили, и осталась его точка зрения. Получилась чуть-чуть другая вещь, тем не менее, я рада, что она есть, потому что спектакль мы поставили в Улётах и про него забыли. А фильм имеет право долго быть, как кинолента.
- Ваша Пашка и Пашка Лены Зориной - они ведь тоже разные. Вы её принимаете?
- Пашку принимаю в силу своего возраста. Эта Пашка молоденькая и ей больше идёт беременность, чем мне.
- Будет ли Елена Ивановна что-то ещё создавать, что может появиться и на сцене, и в кино?
- Я однозначно создаю. И Николай Николаевич заговаривает, что нам понравилось снимать кино и может что-то ещё будет? Если ему захочется снять что-то с моих строк, снять с моего пера - да Бога ради. Я  человек не жадный.

В фильме "Солнцем поцелованные" занято более десяти артистов Забайкальского театра драмы - Любовь Гамова, Елена Зорина, Светлана Алфёрова, Елена Сафронова, Юлия Просянникова, Дмитрий Шестаков, Евгений Нимаев, другие... Оператор картины - Евгений Харченко. Хронометраж - 51 минута, что, видимо, и стало причиной того, что фильм забайкальского режиссёра не вошёл в конкурсный показ.

 

Из разговора с режиссёром фильма "Солнцем поцелованные" Николаем Гадомским.

- Опыт у меня огромный работы в кино. Ещё будучи студентом второго курса актёрского ГИТИСа, я уже работал ассистентом у Алексея Прошкина на картине "Русский дом". Я параллелил эти две профессии - кинорежиссуру, актёрское мастерство и театральную режиссуру. Работал и у Карена Шахназарова, с Пашей Санаевым мы с нимали, в 2009 году я был у него вторым режиссёром. Даже с Робертом Земекисом поработал, когда он в Москву приезжал, снимал фильм свой "Изгой". У Владимира Меньшова я работал на фильме "Зависть богов", потом учился у него на Высших курсах режиссёров, сценаристов.
- Что всё-таки вас зацепило в истории, рассказанной Еленой Чубенко, что вы решили - надо снимать?
- Мне очень понравился текст, она пишет интересным самобытным слогом, которого, на мой взгляд, не хватает сейчас. Сейчас какой ни возьми фильм о том периоде - Великая Отечественная война, после неё - всё какие-то ряженые, деревенские бабы говорят литературным языком. Странно это. Все говорят, что я посмотрел спектакль, восхитился и решил снять фильм. Нет, не так это было. Она сначала мне прислала пьесу, принципиально сказал: "Не буду смотреть спектакль". Я прочитал текст. С этого всё и началось. Потом мы начали работать над сценарием, и только после этого, когда они приехали в Читу на фестиваль "Забайкальская рампа", только там я увидел Анатолия Григорьевича Горковенко и предложил ему сыграть главную роль в фильме. Сейчас мало кто так пишет. Я бы ещё фильм снял по её прозе или драматургии.

- Когда вы видите законченную работу, у вас есть желание что-то изменить? Или то, что вы хотели, вы смогли сделать?
- Она не закончена ещё. Я ещё буду снимать её. Сейчас это цельное произведение, самодостаточное совершенно. Ничего бы я там не менял. Звук немножко не нравится, но это можно подтянуть. К фестивалю мы звук подтянем немножко. Всё, что касается работы актёров, мизансцен, операторской работы, работы сценаристов, потому что мы вместе писали с Еленой Ивановной сценарий. Я его "причёсывал" под кино. Ничего бы не менял. Многие говорят, вот режиссёр снимает кино, локти кусает, что что-то не сделал. Для того, чтобы всё получилось, нужно очень хорошо подготовиться. Мы заранее готовились - каждый кадр этого фильма был прорисован, это Артемий Декин. Видите, панорама... Всё-всё-всё... Каждый кадр прорисован. Поэтому когда я подходил к съёмочному процессу, я уже знал, что у меня будет в итоге. Всё, что касается картинки, а что касается актёрских работ - артисты мои учились на съёмках, что такое киноязык, они не знали этого... Я считаю, всё очень достойно.
Леночка молодец! Она так стартанула здорово. Я давно к ней приглядывался, как к артистке, начиная с "Тартюфа". Она вырастает сейчас в серьёзную драматическую героиню, и я очень радуюсь. Я же ещё и педагог театральный, на нашем языке педагогическом это называется "невидимые миру радости". Я смотрю на Лену, наблюдаю, как она развивается, радуюсь внутри себя, знаю, что она может ещё больше.
Димка Шестаков. Тоже растёт мальчишка. Когдя я пришёл два года назад, он был совсем неоперившийся, а сейчас вырастает в актёрище такого. Я пробую его в одном жанре, в другом жанре - вытягивает. В комедии он один, в драме другой, в лирическом "Девятом выпуске" он совершенно другой. Вырастает, наверное, и режиссёру можно сказать за это спасибо. Я очень доволен Юлькой Просянниковой. Про стариков вообще ничего не говорю, они - зубры!
Хронометража не хватает, буду снимать ещё войну. Мы никак на сюжетную линию не влияем. Мы будем снимать воспоминания главной героини - её сны. Вы, наверное, заметили, что этот фильм снят по канонам советского кино - светокоррекция, приёмы камеры, съёмки. Я это делал сознательно, как будто это кино оттуда. В то время любили режиссёры делать такие флешбэки актёрские, когда главная героиня вспоминает или ей снится, что с ней происходило на войне. То же самое мы сделаем. Это никак не повлияет на общую картину, но это поможет нам догнать хронометраж. На нашем фестивале это внеконкурсная программа "Жемчужины Забайкалья". Бороться за приз там будут другие фильмы. Нет пророка в своём Отечестве. Значит, будем искать в другой стране свои награды за этот фильм.

Читать весь текст

Елена Князева, Ольга Пригодина, Наталья Сергеева, 27 мая 2019, 14:06

Связанные теги: выставкикино

Просмотреть все новости из этой рубрики: Грани

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2019

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Бренер Елена Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus