ГТРК Чита
$: 75.77 р. | €: 86.89 р. | ¥: 11.95 р. | 
$: 75.77 р. | €: 86.89 р. | ¥: 11.95 р. | 

Победа актёров Забайкальского драмтеатра на международном фестивале "Достоевский. Омск" и открытие музея фотографии Забайкалья

0 0

Думаю, всем хорошо известно, что уходящий 2021 год в мировой литературе отмечен, как Год 200-летия со дня рождения русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Ещё весной, когда режиссёр Олег Пермяков поставил с труппой Забайкальского театра драмы сцены из романа Достоевского "Преступление и наказание" возникла идея - отправить новую работу на международные театральные фестивали, посвящённые юбилейной дате. Организаторы заявки приняли и в итоге пригласили читинцев принять участие в фестивальных мероприятиях.

Сначала была Новгородская область. Международный театральный фестиваль Ф.М. Достоевского зародился здесь почти 30 лет назад и является одним из старейших, посвящённых одному автору. Наш театр показал "Преступление и наказание в городе Старая Русса", где Фёдор Михайлович завершил свой роман "Бесы", где родился его младший сын и где сегодня в двухэтажном доме семьи Достоевских располагается музей писателя. 28 спектаклей участвовали в фестивале. Наряду с театрами из Финляндии, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Иванова, Республики Татарстан и других регионов забайкальские артисты достойно представили свою работу по одному из самых известных романов классика. Прямые трансляции фестивальных постановок шли в кинотеатрах Новгородской области и социальных сетях, собрав более 200 тысяч зрителей.

Следующим городом, где ждали забайкальский театр драмы, был Омск. Этот город тоже, конечно же, связан с именем автора "Братьев Карамазовых", "Идиота", "Преступления и наказания". Осуждённый за участие в демократическом кружке Петрашевского, Фёдор Достоевский провёл в Омском каторжном остроге четыре года. На первом международном фестивале "Достоевский. Омск" спектакль самых дальних его участников был показан дважды на сцене театра "Галёрка". Зрители выражали свои эмоции долгими аплодисментами и криками "браво!", а коллеги высоко оценили театральные работы артистов из Читы. В номинации "Лучшая мужская роль второго плана" сразу две награды. Их получили заслуженный деятель искусств Забайкальского края Алексей Карташов за роль Лужина и артист Леонид Лехнер, который сыграл в спектакле роль Мармеладова.

Разговор за кулисами. Мои собеседники - артисты Забайкальского театра драмы Алексей Карташов и Леонид Лехнер, чьи роли были признаны лучшими в своей номинации на первом международном фестивале "Достоевский. Омск".



- Надо сказать, что мы редко выезжаем на такого рода мероприятия, и конечно, для нас это был большой такой подарок, сюрприз... Мы до конца не верили, что отправимся на два фестиваля, но всё случилось. Мы, конечно, намучились, потому что больше ездили, летали на самолётах, ездили на автобусах. Но конечно, впечатлений очень много и для нас это большой подарок, тем более, что мы не избалованы вниманием критиков. Для нас это была полная неожиданность, приятная. Мы склонны как-то занижать все наши достоинства. Очень приятно, что нашёлся отклик - такую большую оценку нам сделали. И в Руссе Старой нас хорошо смотрели, много тёплых слов сказали. Ну и в Омске было просто грандиозно - такую оценку мы представить не могли.
- Вам больше двух лет приходится играть на приспособленной сцене дома. Как игралось там?
- Мы поехали туда без своих декораций. Приехал режиссёр заранее, он собирал декорации, похожие на наши. Конечно, всё было по-разному - и в Руссе, и в Омске были два разных спектакля, потому что декорации были разные, собранные из чего было. Но в итоге всё получилось
- Мы уже абсолютно не думали - оценят нас, не оценят, потому что нужно было сыграть, причём с колёс всё делалось. И там, и там были репетиции сначала. Мы поехали без осветителя своего, поэтому были репетиции для осветителей. Мы были озабочены, чтобы просто сыграть.
- У нас лучший Лужин, лучший Мармеладов. Удалось посмотреть, кто лучший Раскольников? Чьи-то работы удалось посмотреть?
- Очень мало. Мы посмотрели всего два спектакля. Думаю, это от бедности и от ковидной истории, потому что один коллектив приезжал, другой уезжал. Один спектакль удалось в Руссе посмотреть по "Бедным людям" - Усть-Илимский театр, а в Омске "Братья Карамазовы". И тот, и другой спектакль своеобразны. Роман передать театральными средствами очень сложно, там очень много действующих лиц. И это напоминало больше сцены из романа. В "Галёрке" молодые все актёры, конечно были какие-то огрехи, но это всё списывается на волнение.
- Но самое главное - мы пообщались с артистами, нас пригласили чай пить и просто разговаривали, как со знакомыми: ну, как у вас, что ставите, какие у вас на новый год спектакли? Они нам сказали, что у них реконструкция была 13 лет! Это в Омске, театр "Галёрка".
- Мы приехали в новый абсолютно театр с иголочки.
- Мы были первые гастролёры в этом театре. Но сделали его, конечно, от и до - очень уютно, очень красиво. Люди приятные, приняли нас хорошо. Само общение с другими артистами - это здорово!
- Напросились к нам на гастроли. Или мы к ним.
- Одну работу увидели, захотелось увидеть ещё. Хотелось, чтоб и мы встретили их в новом здании, не знаю.
- Они вас не напугали, что 13 лет ждали.
- Немножко мы задумались, конечно. Думаю, нам не грозит.
- Финиш уже близко.
- Фестиваль - это в большей степени общение, неформальные встречи… Мы за вас очень рады.
- Спасибо.

Хочу добавить, что оба актёра заняты в недавнем премьерном спектакле театра - "Игроки" по произведению другого русского классика Николая Гоголя. Режиссёр постановки вновь Олег Портнягин из Москвы, это его третья работа с труппой нашего театра, после музыкального спектакля "Ханума" и постановки по Достоевскому.

Актёрский ансамбль в "Игроках" абсолютно мужской, если не считать молчаливую Аделаиду Ивановну, изящно танцующую на игральном столике. Дела давно минувших дней - такая ремарка стоит рядом с названием спектакля "Игроки". Но уверена - каждый, кто возьмёт и перечитает Гоголя или посмотрит новый спектакль Забайкальского драматического театра, воскликнет: "И сейчас то же самое! Мошенников хоть пруд пруди!"

Продолжение разговора с Алексеем Карташовым и Леонидом Лехнером.

- Это потрясающее шоу плутов, мошенников, других действующих лиц нет. Каждый яркий, каждый сохраняет какую-то тайну, до конца перед зрителем не раскрывается.
- Вы знаете мы попали в одинаковую историю с "Преступлением и наказанием" и с "Игроками", потому что когда мы узнали, что над этим будем работать, был немой вопрос - а зачем так глубоко в историю? Нам показалось, что это несовременная история. Но когда мы начали работать, нам показалось, что это настолько про наше время, настолько узнаваемы все действующие лица. Это надо отдать должное режиссёрам, потому что они так выстроили само действие. И в процессе работы у нас просто открывались глаза - ничего в этом мире не меняется.
- Очень много моментов - динамика, музыка, движение и та правда, которая была в России, когда писал Гоголь и о чём говорят… Где-то вы немножко хулиганили по тексту.
- Мы пытались максимально осовременить.
- Знаете, хулиганил режиссёр, это его все придумки - с "Ревизора" небольшой моноложик, про Нерчинск - это всё он внёс. Все ходы записаны.
- Он готовился тоже серьёзно.
- Алексей, у меня впечатление, вы так своего героя подаёте, что сами в душе игрок.
- Ну да, я же артист!
- Каждый день играет.
- Эти мошенники, которые сейчас существуют - это тоже артисты. Они же так ловко. И каждый день мы видим эти сообщения - в Чите обманули на 2,5 миллиона, на 1,5 миллиона. Эти люди тоже великолепные артисты.
- Им опять веришь.
- Они манипулируют ловко людьми, зарабатывают. Артисты, что сделаешь. Мы на это не пойдём.
- Он его с нуля начал делать.
- Он где-то его ставил?
- Нет. Мы всё делали с нуля. Он сказал, что и благодаря артистам это состоялось. Он уж нас хвалил-хвалил, что нам уже неудобно стало.
- Сначала история показалась очень скучная и банальная, что там - обманщика обманули. Но когда он стал выстраивать, когда появилась музыка - удачный момент, когда игра в карты была передана в танце, в движении, конечно, завораживающее зрелище.
- Вывод - на каждого плута найдётся свой плут…
- Переплутует.

Открытие Музея забайкальской фотографии в Доме офицеров в Чите

Событием уходящего 2021 года стало открытие в Чите в Доме офицеров Музея забайкальской фотографии. И потому, что от замысла до воплощения этой идеи в жизнь прошло 90 лет. И потому, то сохранилось бесценное богатство, связанное с развитием в крае фотографического искусства.

Самым счастливым человеком на торжественной церемонии открытия Музея фотографии был, конечно же, фотомастер, заслуженный работник культуры Российской Федерации Фёдор Николаевич Машечко. Это ему в первую очередь принадлежит заслуга, что нынешние музейные экспонаты, редчайшие фотоснимки, исторические раритеты не оказались на свалке. Как мудрый и бережливый Плюшкин, Фёдор Николаевич по крупицам собирал вместе с единомышленниками всё, что связано с его профессией, с именами коллег-фотографов, с технологическим процессом создания фотоснимка.

Фёдор Машечко: "Забайкальское фотографическое общество было образовано 29 мая 1913 года. В Уставе Общества было положение о создании Музея фотографии. Тогда не получилось. Но благодаря Сергею Васильевичу Жеребцову спустя сто лет мечта фотографов осуществляется. А собирательством занималось поколение 50-х годов, 60-х – 80-х. Этой работой занималась Валентина Михайловна Лескова. Хочу сказать спасибо фотографам того времени, что они меня терпели. Я их больше ругал и довольно редко хвалил. Заслуги хранения – это Валерий Шамильевич Баширов, Виктор Кириллович Колосов, Дина Геннадьевна Корсун, которые помогли сохранить, что было собрано. Иначе всё это было бы на свалке. Счастлив ли я? Да, счастлив. Потому что удалось сохранить то, что хранили наши учителя и думаю, память об этих людях в создании музея не будет утрачена. Во-вторых, что бы не фотографировал автор, он фотографирует время, историю. Создаётся коллективный образ Забайкалья и времени. Это, наверное, главная цель музея. Когда мы приступили к созданию музея, неожиданно позвонила Людмила Юрьевна Кузнецова и предложила две фотографии фотографа Ерёмина. Эти фотографии 1912 года, напечатанные на станции Урульга Забайкальской железной дороги. Этого имени в истории забайкальской фотографии не было и я считаю, что это большое открытие. В экспозиции представлена одна фотография одного автора, начиная с Ерёмина. Представлено нынешнее поколение фотографов, правда скромно. Всё, что там собрано, безвозмездно и бескорыстно подарено. В экспозицию мы включили работу Дарьи Чирковой, 12 лет. Этому поколению продолжать этот музей. Приносите экспонаты, фотографии, мы всему будем рады".

На открытие Музея фотографии, соблюдая все необходимые меры санитарно-эпидемиологической безопасности, пришли представители творческой интеллигенции Читы, СМИ, создатели экспозиции и конечно же, читинские фотографы. Для каждого из них появление профессионального Музея, места, где можно встречаться, проводить, пусть и небольшие, выставки – событие важное и радостное.

Сергей Цапарь, фотограф: "Я выражаю благодарность Фёдору Николаевичу, что он взвалил на себя это тяжёлое дело. Те, кто организовывпл фотовыставки, знает, что собрать такое количество разных авторов – совсем не просто, как кажется. Все люди разные, по-разному мыслят, у всех разное видение темы, так что Фёдор Николаевич проделал действительно титаническую работу, учитывая тот перерыв в деятельности фотоклуба, который присутствовал. Один умный человек в своё время сказал, что фотография – это открытая дверь в прошлое, которая помогает заглянуть в будущее. Здесь два нюанса. В экспозиции представлено много работ, которые затрагивают наше непосредственное прошлое. Всякая нация должна опираться на какую-то основу. У Забайкалья визуальтной основы не было. Были урывками выхвачны фотографии теми или иными авторами, где-то представлены. Теперь наша молодёжь будет видеть историю из первых уст. Маятник коммерциализации, цифровизации, упрощения смысла, ухода в сторону эстетики в ущерб смыслу фотографии качнулся в другую сторону сейчас. Мир переходит постепенно к переосмысливанию аналоговых способов передачи информации. Представленные здесь реально изготовленные фотоснимки на фотобумаге – они для некоторой молодёжи будут смотреться ретроградными несколько, но на самомо деле это имеет гораздо большее значение. В это сторону движется тренд в оценке фотографии. Ещё раз благодарю Фёдора Николаевича, что он собрал все эти кристаллы нашей фотографии в целое и надеюсь, экспозиция будет дополняться, расширяться".



Самая первая музейная экспозиция представляет собой сочетание творческой и технической сторон искусства фотографии. На полках стеклянных витрин, на стеллажах разместились предметы разных лет и назначения, без которых в процессе создания фотоснимка не обойтись: фотоаппараты, экспонометры, объективы. В отдельном уголке оборудование для проявки фотоплёнки и печати фотографий, которое , конечно же, удивит юных посетителей. Получить снимок сегодня гораздо проще – щелчок телефона и только. Но ведь какой интересный и трудоёмкий путь прошёл этот вид искусства до дней сегодняшних . Здесь же можно увидеть старинные фотоаппараты, которые располагались в специальных фотоателье. И всё-таки главным содержанием открывшегося Музея являются развешанные на стенах работы забайкальских фотографов, начиная с 1912 года. Чёрно-белые и цветные, репортажные и портретные, пейзажные и социальные. И каждая – открытие. Каждая – имя автора-профессионала. Каждая – срез времени. Каждая – отклик в сердце.

Евгений Галуза: "Фёдор Николаевич давно эту мысль вынашивал, мы плотно общаемся и постоянно эта мысль создания музея фотографии владела им. Я очень рад за него, рад, что тема с фотографией у нас в Забайкалье хотя бы так зацепилась, на уровне музея, будет развиваться. Желаю, чтобы экспозиция пополнялась, площадь музея увеличивалась и чтобы все здесь были частыми гостями.
- Будет интересен музей любой аудитории, на ваш взгляд?
- Думаю, будет интересен всем. Хотя бы потому, что здесь много техники, которую только на картинках наверное и увидишь. Фотографии, которые сняты с помощью этой техники. Ну, и потом интерес у людей воспитывается теми, кто в этом понимает. Если прививать интерес, это будет интересно, а если это будет на задворках, то и не будет никому интересно.
- Нужно работать дальше.
- Да, популяризацию этого вида искусства.
- Какая-то фотография для вас стала открытием? Или всё когда-то видели.
- Фотографию начинаешь видеть глубже. Видел всякие, разные. Когда начинаешь этим заниматься, погружаться а это, то видишь фотографию с иного ракурса. Становится заметным с помощью каких инструментов, каких приёмов фотограф создавал фотографию, на чём акцентировал внимание, как привлечь зрителей. Становится вдвойне интересно".

Врач, поэт, альпинист Игорь Золотарёв передал в Музей фотографии недавно изданный фотоальбом "Чарская пустыня" своего друга, фотохудожника Сергея Козлова. Они вместе хотели в этом году совершить восхождение на Казбек, но по дороге Сергей заболел короновирусом. Победить болезнь ему не удалось.



Игорь Золотарёв, врач, поэт, альпинист: "Я не фотограф, а поэт, поэтому смотрю на эти фотографии с точки зрения – может эта фотография вызвать некий поток сознания и из него получится текст. Вот фотография Сергея Козлова – там стихотворение "Рерих нажимает кнопки". Особенно поражают чёрно-белые фотографии, они просто шикарные. Сама энергетика музея, когда он наполнен людьми, очень хорошее чувство. Я рад, что здесь оказался. Старая фототехника… Парень орешки щёлкает…Наши парни , военный округ - фуражки несут. "Руки матери" - какой прекрасный кадр. А "Чарские пески"? Ведь это фотография с какой историей! Чёрно-белый кадр великолепный. Пётр Верхотуров. Всё очень удивительно. Альбомы. Хорошо, что люди находят средства, силы и оставляют такое наследие.
В музее можно увидеть прекрасно изданные авторские фотоальбомы Евгения Епанчинцева, Александра Леснянского, Фёдора Машечко. Наверняка, и другие, проделав такую работу, собрав свои лучшие фотографии в одной книге, подарят экземпляр Музею Фотографии. Нет в музее фотографий, авторы которых не захотели передать их безвозмездно. Как сказал в ответ на это, Фёдор Николаевич Машечко, "память за деньги не покупают…"

Фёдор Машечко: "Я могу сказать только одно. То, что собирало ни одно поколение фотографов, не уничтожили, сохранили, сделали попытку создать музей. Дальше нужно выбирать Совет музея, который будет строить свои планы. В моих планах представлять здесь авторов, коллег, делать выставки небольшие на 50-60 работ. С каждым автором нужно зрителя знакомить. Нужно создать электронную версию на компьютере, это нужно оборудование. У нас всё на общественных началах пока. Будет ли в будущем какое-то финансирование, какой-то статус у него – это вопрос. Моя задача – придать статус какого-то юридического лица, тогда каждая бумажка находится на хранении и за каждую бумажку несут ответственность. Это сохранится. Здесь 76 фотографий, 76 авторов и каждый автор уникален, один отличается от другого. Не выставлено несколько авторов. Мы пока не можем найти их работы.
- Мне очень приятно, что здесь есть фотография нашего Володи Юдина, Николай Яньков… Столько имён вы из забвения подняли.
- Музей для этого и создаётся. Каждое последующее поколение стоит на плечах предыдущего поколения".

Фёдор Машечко уверен, что в запасниках хранится раз в 10 больше экспонатов, чем удалось показать. Художник Дома офицеров Владимир Кузнецов, работавший над экспозиций, уже думает над тем, как расширить пространство музея. А ещё ведь есть идея сделать его интерактивным, чтобы посетители лично могли поучаствовать в процессе создании фотографии прежним традиционным способом.

Читать весь текст

Елена Князева, Наталья Сергеева, Андрей Сергеев, 06 дек 2021, 14:00

Связанные теги: культуратеатрмузей

Просмотреть все новости из этой рубрики: Грани

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редакторы сайта - Акопян Карина Артуровна, Пасько Людмила Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus