$: 66.4 р. | €: 69.44 р. | ¥: 10.06 р. | 
$: 66.4 р. | €: 69.44 р. | ¥: 10.06 р. | 

Дальневосточный вектор Забайкалья, 22 января 2022

0 0

2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия, а предыдущий был Годом науки и технологий. Объединяющее начало у этих сфер жизни – это, безусловно, образование. Именно в школе и университете мы познаём разное: и точные науки, и то, что относится к культуре, включая историю, родной язык, литературу и фольклор. Однако сегодня хотим поговорить об итогах в сфере образования, о том, какими стали для него годы после вхождения в состав Дальневосточного федерального округа, расскажем о планах дальнейшего развития этой важной стороны жизни забайкальцев.

Будучи неотделимым от общероссийской стратегии развития Забайкалье, как и остальные регионы, должно двигаться к достижению цели – способствовать вхождению страны в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Не менее важным в стратегии государства обозначено воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России. На эти цели и направлен национальный проект "Образование", а в наступившем году край будет участвовать в реализации и входящего в него другого федерального проекта - "Патриотическое воспитание".
Выполнять всё намеченное правительством страны без его поддержки было бы трудно, потому с 2019 года благодаря присвоению Забайкалью статуса одного из субъектов ДФО начались серьёзные перемены. Связаны они были, прежде всего, с основой – материально-технической базой, а это и строительство новых школ, и детских садов. Эти учреждения были одними из 282 социальных объектов, включая также больницы и спортплощадки, которые на выделенные за три года – более 3 миллиардов рублей - строились и реконструировались. Приобреталось и оборудование для школ.

Наталья Шибанова, заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, начальник отдела общего образования: "Сохраняется реализация ряда федеральных проектов, которые получили отражение в структуре региональных проектов. Это, во-первых, "Современная школа". Нужно сказать, что в прошлые годы этот проект очень серьёзно обновился. Если раньше это касалось только организации строительства и организации образовательной деятельности, то сейчас сюда вошли проекты "Учитель будущего". Фактически это касается подготовки учителей, развития инфраструктуры образовательных организаций с точки зрения оснащения современной материально-технической базы. Вообще трендом сегодняшнего дня являются серьезные вливания в рамках национального проекта "Образование" именно в развитие материально-технической базы, которая фактически является залогом качества образования. Помимо этого значимым продолжает оставаться реализация проекта "Успех каждого ребёнка". Учитывая Указ Президента, для детей, для молодёжи должны быть созданы условия для реализации своих творческих потенциалов".

О возможностях самореализации учащихся в Забайкалье мы чуть позже расскажем, а пока отметим, что изменилось в строительстве образовательных учреждений. На сегодня немало школ в крае находятся в неудовлетворительном состоянии. И в этой сфере Минобрнауки региона не может в силу своей специфики решать такую инфраструктурную проблему самостоятельно. Однако ситуацию стараются изменить к лучшему.

Наталья Шибанова, заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, начальник отдела общего образования: "Хочу подчеркнуть, эту задачу мы решаем не автономно, а вместе с министерством строительства. Министерству образования сложно строить, потому что у нас другие целевые приоритеты и полномочия. Вместе с тем, мы в этих процессах участвуем. Создание новых мест - это задача, которая является сейчас очень важной по нескольким причинам. Во-первых, порядка 150 школ находятся в достаточно сложном состоянии. Это либо приспособленные здания либо здания, которые уже имеют или в ближайшее время могут получить такой статус, как ветхие и аварийные. Это школы, которые находятся в деревянных зданиях. У нас есть школы, которые располагаются в зданиях, например, 1900 года. Инфраструктура не соответствует современным условиям, требованиям. Любой ребенок имеет право на качественное образование. В первую очередь, это инфраструктура. Пытаемся влиять на эту ситуацию за счёт участия в федеральных программах. Процессы сдвинулись: и в прошлом году, и в этом году идут серьёзные масштабные стройки. Город Чита, школа на 1100, которая фактически уже получила акт ввода объекта. Это ещё не говорит о том, что школа начнёт работать, потому что нужно получить целый пакет разрешительных документов, начиная от разрешения со стороны всех контрольно-надзорных органов, заканчивая наличием образовательной программы, рабочих программ по предметам, формирование штата и так далее. Предварительные планы: это будет начало четвёртой четверти при лучшем раскладе".

Действительно, несмотря на трудности в строительной отрасли, которые сложились из-за пандемии, нехватки рабочей силы, такой крупный объект, как школа в микрорайоне Октябрьский города Читы не мог быть сдан в намеченный ранее срок, тем не менее, в наступившем году после завершения всей работы по подготовке документов новое возведённое здание с удобными кабинетами будет готово принять педагогов и учеников в своих стенах. Есть и другие районы, где потребность в новых школах также высока.

Наталья Шибанова, заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, начальник отдела общего образования: "Это школы в селе Смоленка, Засопка, Алек-Завод. Например, в Алек-Заводе школа в аварийном состоянии, поэтому это востребовано. Село Смоленка - вообще особая территория, потому что попадает на программу "Дальневосточный гектар". Мы с вами видим, насколько разрастается эта территория, становится очень серьёзным конкурентом даже для города по численности населения. Поэтому развитие социальной инфраструктуры там является обязательным. Проекты по строительству школ, которые запланированы, - это жизненно важная необходимость. То же касается Засопки. Мы знаем, что в школе с проектной мощностью порядка 200, размещается более 600 детей. Это тоже недопустимо. Мы не так давно сформировали паспорт региональной системы образования, который отражает всю картину по всем образовательным организациям, по численности детей, по уровням обучения, по проектной мощности самих образовательных организаций, по наличию инфраструктуры этих организаций, самое главное - по демографической ситуации, которая в том или ином даже не муниципальном районе, а в конкретном поселении наблюдается".

Ситуация в плане возможного недостатка юных учащихся, которые сядут за парты в новых и ремонтируемых школах – точно не про Забайкалье в настоящее время. По оценкам Минобрнауки края, неплохо в этом смысле складывается демографическая ситуация: уровень рождаемости, также то, что вместо части покидающих регион людей, приезжают в основном семьи с маленькими детьми. Потому - прирост дошколят. И в то же время это увеличение очереди в те детские сады, которые начали строить в прошлом году и должны закончить в этом. На 10 января три сада сдано в Смоленке, Домне и Атамановке. Оставшиеся восемь находятся в стадии согласования графика завершения работ с муниципалитетами. Для улучшения ситуации, особенно, при предоставлении мест детям в возрасте от 3 до 7 лет краевое Минобрнауки проводило работу, взаимодействуя с федеральным центром.

Наталья Шибанова, заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, начальник отдела общего образования: "В этом году мы наконец-то согласовали с Министерством просвещения Российской Федерации и получили поддержку со стороны Министерства финансов Российской Федерации на реализацию дополнительного комплекса мер для введения новых мест. Вот именно от трёх до семи, хочу сказать, что поддержано только три региона: это Бурятия, Забайкальский край и Ингушетия. Хотя изначально претендовали на эту программу большее количество. Мы попали в число таких получателей федеральной субсидии. На 2022-2023 годы у нас определен 1 миллиард 900 миллионов. Будет возможность создать порядка полутора тысяч мест для детей этой возрастной группы. Это очень серьёзно повлияет на актуальную очередь и позволит снизить социальную напряженность. Потому что мы понимаем, что само по себе наличие мест в дошкольных учреждениях - это ещё не показатель качества жизни. Показателем является то, насколько они позволяют родителям становиться экономически независимыми. Особенно, это для молодых семей очень важно. Это задача прошлых и этого года. Часто возникают такие ситуации, когда, например, мы приезжаем в какое-то сельское поселение, и нам общественность говорит: надо построить детский сад. А когда мы смотрим электронную очередь и понимаем, что нет прироста населения, и его не будет, нет детей. Здесь, конечно, несовпадение идёт социальных ожиданий и факта".

Доступность дошкольного образования – важная задача для Забайкалья не только в прошлом, но и в наступившем году. Характерно, что в 2020 и 2021 годах масштабное строительство ясельных пристроек к детским садам велось с целью создать как можно больше мест для детей до трёх лет, а теперь делается упор на обеспечение местами дошколят от трёх до семи. В этом плане регион долго не получал достаточных средств с учётом фактической потребности – не был сбалансирован краевой бюджет. Ситуация меняется, причем не только для совсем юных забайкальцев, но и ребят постарше, кто уже сел за школьную парту.

Запомнились за прошлый год победы наших студентов из колледжей и техникумов в национальном этапе чемпионата "WorldSkills" или "Молодые профессионалы". Впервые выпускники этих учебных заведений вошли в десятку лучших по двум компетенциям, например, "повар, кондитер" и в тройку лидеров – по двум другим, одно из которых - управление бульдозером. Всё это, несмотря на испытания пандемией, которая не ослабила, а напротив усилила натиск на регион, в том числе, систему образования и в 2021 году. Часть школьников была вынуждена вновь перейти на удалёнку. Для некоторых она не лучшим образом сказалась на результатах экзаменов. Проведение занятий онлайн, с одной стороны, создаёт свои неудобства, хотя уже это привычно, а, с другой стороны, знаменует общий тренд – ускорение цифровизации, которая ещё до пандемии стала определяться быстро меняющимися условиями конкуренции в мире, бурным развитием высоких технологий. Здесь наш край наряду с остальными субъектами России стал участником ещё одного важного федерального проекта "Цифровая образовательная среда".

Как мы и говорили в начале нашей передачи, масштабная задача всей российской системы образования – вхождение страны в десятку ведущих стран по качеству образования, может достигаться за счёт широких возможностей для творческой самореализации школьников и студентов. Это немыслимо без технологического развития, умения не отставать от веяний времени. Символично, что минувший Год науки и технологий в нашем крае открывали в детском технопарке "Кванториум". Такие же площадки появились и в районах Забайкалья, первый школьный – в Краснокаменске. А в Чите в октябре прошлого года провели марафон хакатонов. Это особые соревнования, где специалисты из разных областей – программисты, дизайнеры, менеджеры в команде решают какую-либо задачу на время. В итоге они должны получить какой-то новый продукт – приложение или технологичную разработку.
Вот что тогда говорила методист детского технопарка "Кванториум" Наталья Веденская:

Наталья Веденская, методист детского технопарка "Кванториум": "В нашем технопарке проходит краевой марафон хакатонов, первая его часть, где у нас проходит три хакатона: "IT-хакатон", "VR/AR-хакатон" и "Аэрохакатон". 107 участников со всего Забайкальского края, часть принимает участие дистанционно. "Аэрохакатон" - там ребята собирают свой дрон, будут его представлять, затем "VR/AR-хакатон" - здесь ребята занимаются 3D-моделированием, "IT-хакатон" у нас проходит по двум трекам "Интернет вещей" и "Веб-разработка", где ребята делают сайт. Ребят набирали со всего края, рассылали информационные письма по учреждениям, связывались со всеми возможными образовательными учреждениями. Остальные три направления: "Промробохакатон", "Энерджи-хакатон" и "Хайтек-хакатон". Участие могут принять команды из Читы и Забайкальского края с 12 до 18 лет. В команде обычно два человека".

Итог: более 60 команд со всего края, 122 школьника представили на суд жюри свои проекты с красочными презентациями. При этом, желая участвовать, те, кто имел только базовые навыки в непростых сферах, посещали мастер-классы. Решение инновационных задач вылилось в следующие результаты: в номинации "Аэро" победителями стали читинские школьники Евгений Шестаков и Дмитрий Щукин с проектом или как его здесь называли треком по разработке 3D-модели коптерного типа для реализации конкретных задач. Владислав Соколов занял первое место в треке "Ремонт модели коптерного типа, настройка и пилотирование по маршруту", в номинации "IT" призеры: Павел Семёнов, Алексей Тятев, Леонид Шипицын и Намжил Чимитов в сфере "Интернета вещей" и "Веб-разработки". Рассказывает одна из участниц – школьница Дарья Хамуева.

Дарья Хамуева, участница краевого марафона хакатонов, г. Чита: "Я занимаюсь веб-разработкой. Мне очень нравится сам процесс создания сайта, программирование на стороне клиента, на стороне сервера, проектирование базы данных. Мы участвовали в хакатоне Taskills в направлении веб-разработки, прошли отборочный этап, поучаствовали во всероссийском, потом выставка научно-технического творчества - НТТ была. Там я заняла первое место в своей возрастной категории. Сейчас мы готовимся к Всероссийскому этапу выставки "Шаг в будущее". Мы разрабатывали веб-приложение для контроля физического состояния пациента. Общий сценарий использования таков: сначала пользователь вводит какие-то свои физические характеристики туда - пульс, уровень кислорода в крови. Исходя из этих характеристик, приложение генерировало для него какие-то рекомендации, которые он должен был выполнять. Также велась статистика выполненных рекомендаций. На рекомендации не стоило обращать особого внимания, мы просто описали всё в общих чертах. Они могут быть полезны обществу, поэтому я этим занимаюсь".

Отборочный этап Всероссийского конкурса "IT-хакатон Taskills" определил восьмерых воспитанников забайкальского "кванториума", которые с 10 до 12 декабря прошлого года представляли наш край в финале соревнования в Самаре. Дарья Хамуева, а также её соратники по команде в сфере веб-разработки Максим Никифоров, Никита Кузиванов и Захар Пикалкин создали электронное приложение "Памятные места", набрав максимальное число баллов. А по направлению "Интернет вещей" школьники Даниил Пляскин, Никита Кузьмин, Артём Федоткин и Билигма Жалсапова разработали свою плату, которая может работать от пяти вольт, управляя большой нагрузкой. Один из призёров Никита Кузьмин поделился впечатлениями.

Никита Кузьмин, воспитанник детского технопарка "Кванториум", г. Чита: "Мы ездили нашей командой из четырёх человек в Самару на Всероссийский конкурс. Сначала мы проходили вводный этап, на котором выбирались три команды, которые поедут в Самару. На вводном этапе у нас было задание сделать умное нагревательное устройство, которые будет в зависимости от температуры само подстраиваться. Либо он охлаждает либо нагревает в зависимости от температуры в комнате. Мы за этот проект заняли первое место. Тройка победителей - три команды поехали в Самару. Мы ходим в "Кванториум", занимаемся всем этим. Анализировали аналоги во время того, как делали проект. Наша команда с этим успешно справилась. Сначала набросали то, что мы хотим добавить в "умную школу", потом всё это сделали. Мои сокомандники изучали, как самостоятельно делать плату, к которой будет, подключаться всё это. Один из участников команды Даниил разрабатывал сервер, по которому всё будет работать. Плата Arduino сочетается с этим сервером и мобильное приложение. Мобильное приложение делала Билигма. Знания она получила тут. Артём Федоткин делал код. На занятиях очень нравится делать проекты и что-то новое - программировать".

Помимо стационарных кванториумов как удобных площадок для юных забайкальцев в освоении инженерно-технических навыков, сопряжённых с новыми цифровыми технологиями, есть у детского технопарка и передвижной. Эта "лаборатория на колёсах" предназначена, прежде всего, для районов края. Хотя неутешительная ситуация с пандемией за два минувших года вызвала различные ограничения, тем не менее, выезды "мобильный кванториум" совершал в Карымский и Читинский районы, в те сёла, где пока не создано робототехническое направление. Летом передвижной технопарк знакомил с возможностями инженерно-технического творчества детей в лагерях отдыха. За прошлый год в концепции "кванториумов" произошли изменения.

Наталья Шибанова, заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, начальник отдела общего образования: "В 2021 году формат кванториумов изменился - это корректировка национального проекта "Образование". Изменился в сторону школы: теперь создаются школьные кванториумы. Раньше кванториум рассматривался как некая обособленная структура, теперь это внутри школ - это общий тренд интеграции общего и дополнительного образования. Первый такой школьный кванториум у нас создан в Краснокаменске в прошлом году на базе 5-ой Краснокаменской школы. Его специфика в том, что созданы масштабные лаборатории: физика, химия, биология, плюс робототехника и цифровое оборудование. Особенность в том, что это не базовое оборудование, это оборудование, которое позволяет заниматься исследовательской и творческой научной деятельностью. Каждая школа, на базе которой создана такая инфраструктура, становится сетевой школой, начинает работать на условиях сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, притягивать детей. Через структуру такого школьного кванториума будет проходить в год не менее тысячи детей. Мы понимаем, что одарённых тысячи не бывает, но определённая доля - хотя бы 5-10% всегда выявится. Это будут дети, которые будут уходить в такое научное творчество".

В целом обновление материально-технической базы образовательных учреждений, превращение их в "точки роста" - такое название они несут по федеральному проекту, заключается в поставках нового оборудования. Характерно, что педагогу его можно применять и по основным предметам, включённым в учебную программу, и по дополнительным. На сегодня, по словам Натальи Шибановой, 158 школ уже получили новую технику. Например, в первые поставки входили комплекты из 15 ноутбуков, роботов, VR-очки, квадрокоптеры, манекены для усвоения навыков оказания первой помощи на уроках ОБЖ и другое. Ещё 56 школ должны стать обладателями подобного оборудования в этом году, а всего с 2019 года до 2024-го в рамках нацпроекта такие "точки роста" должны появиться в 369 школах. Другой возможностью реализации талантов для детей от шести лет стали центры цифрового образования - IT-Кубы. Здесь уже углублённо на базе читинской 21 гимназии и Агинской школы №1 юные забайкальцы учатся программированию, робототехнике, логике и алгоритмике, чтобы стать востребованными специалистами, в том числе, в рядах крупных компаний в сфере интернета. Ещё шесть IT-Кубов будет открыто в этом году в районах края. Воспитанники таких центров будут участвовать и в общероссийских конкурсах, чтобы достойно представить Забайкалье.

В целом подводя итоги, отметим, что наш регион, начиная ещё в 2010 году движение по трансформации системы образования в направлении цифровизации, входит в десятку лучших по стране. Но впереди глобальная цель. На сегодня Россия по читательской грамотности молодых в международных сопоставительных исследованиях занимает ведущие позиции, но по естественно-научным направлениям - не превышает 20 места. Создание, в том числе, в Забайкалье по нацпроекту и другим программам центров цифрового образования позволяет уже в младших классах и даже некоторым детям до школьной скамьи начать вовлекаться в глубокое изучение химии, физики, биологии, геометрии, программирования, робототехники, добиваться в них впечатляющих результатов и на всероссийском уровне. Надеются в краевом Минобрнауки и на большую активность учеников по перечисленным пока непопулярным дисциплинам в рамках Всероссийской олимпиады школьников, региональный этап которой стартовал с 11 января. В целом поступило полторы тысячи заявок. В профильном министерстве надеются, что увеличение числа возможностей для научного творчества детей, более наглядное изучение за счёт нового оборудования различных химических, физических и технических процессов благодаря тому, что уже создано в крае, и тому, что планируется в ближайшие два года, включая наступивший, даст свои плоды, раскроет тот потенциал, которые есть в наших школьниках и студентах. Это важно не только для системы образования страны и региона, но и для всех забайкальцев в целом.

На этом завершаем нашу передачу. Спасибо, что оставались с нами на волне "Радио России-Чита".

Читать весь текст

Дмитрий Балахонов, Людмила Груша, 22 янв 2022, 11:38

Связанные теги: образованиенаукатехнологии

Просмотреть все новости из этой рубрики: Дальневосточный вектор Забайкалья

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редакторы сайта - Акопян Карина Артуровна, Пасько Людмила Александровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: site@chita.rfn.ru .

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus