Россия 1 Россия 24 Радио Маяк Радио России Вести FM
$: 77.08 р. | €: 91.36 р. | ¥: 11.56 р. |  Вход | Регистрация

Тема дня

Народному театру окружного Дома офицеров - 85 лет

Передачу подготовили:

Елена Князева, Наталья Сергеева, Ольга Пригодина, 27 янв 2020, 14:00

85 лет со дня рождения народного театра Дома офицеров

0 0

Под занавес Года театра в России, на декабрь 2019-го пришлась важная юбилейная дата в истории театральной жизни столицы Забайкалья. 85 лет назад в Читинском доме Красной Армии появился самодеятельный театральный коллектив, традиции которого позднее продолжил народный театр окружного Дома офицеров.

Итак, в декабре 1934 года на основе драмкружка был создан Забайкальский театр Красной Армии, премьерой которого стал спектакль "Чудесный сплав". Как писала газета "Забайкальский рабочий", спектакль прошёл с большим успехом, а ведь играли в нём не мастера сцены, а молодые рабочие и красноармейцы. Самодеятельные артисты стали желанными гостями в городских коллективах и воинских гарнизонах забайкальской группы Краснознамённой Дальневосточной армии, а затем Забайкальского военного округа. Во время ожесточённых боёв на Халхин-Голе и в годы Великой Отечественной войны участники армейского театрального коллектива активно выступали в войсковых частях, госпиталях, на сборных пунктах, предприятиях Читы, поднимая моральный дух бойцов, вселяя в сердца людей уверенность в победе. Театром в разные годы руководили актёры Читинского областного театра драмы, заслуженные артисты РФ Анатолий Агафонов, Павел Славинский, Василий Яковлев. И всё-таки наиболее яркие страницы творческой судьбы самодеятельного театра, получившего прописку в Доме офицеров, связаны с именем талантливого режиссёра, заслуженной артистки РФ Ирины Волоховой.

Фрагмент из передачи журналиста Иды Файерштейн "Народный театр у микрофона". Запись 1962 года из фонда Государственной телерадиокомпании "Чита". Говорит режиссёр Народного театра Забайкальского окружного Дома офицеров советской армии Ирина Александровна Волохова.

Ирина Волохова: "...Я невольно оглядываюсь назад - вспоминаю, как рождался коллектив, как рос и воспитывался каждый из его участников и с благодарностью смотрю на своих верных соратников, которые работают со мной вместе. Мои боевые друзья. А помните 1954 год. Мы готовим водевили Чехова. Наше первое знакомство. Вас всего шесть человек... Первый успех. А дальше "Дети Ванюшина", "Возвращение". Коллектив растёт, мужает. 1957 год. "Бронепоезд 19-69" - спектакль, в котором заняты уже 46 человек. "Доходное место", "В поисках радости" и наконец декабрь 1959 года - спектакль "Два цвета" - разрезается ленточка занавеса первого армейского народного театра в Забайкальском военном округе. И снова - "Стряпуха", "Западнее Берлина", "Цветы живые", "Время любить". Много названий, а сколько за ними кроется творческих поисков, неудач и удач, поистине титанического труда, в который вкладывали всю свою душу, стремление и одарённость люди, отработавшие семь часов на своём производстве, несущие общественные нагрузки, отдающие всё своё свободное время, а подчас урывая часы у сна, своему любимому искусству. И хочется сказать, что у нас не закружится голова от успехов, мы не остановимся на достигнутом, мы и дальше будем работать и работать, ибо только вдохновенный труд, познание элементов актёрского мастерства, стремление постичь вершины профессионального искусства движет вперёд".

Вот такой экскурс в прошлое, в 1962 год, и очень дорогой для всех артистов голос их любимого режиссёра - Ирины Александровны Волоховой. На юбилейную встречу, организованную Домом офицеров Забайкальского края в декабре 2019 года, их пришло десять человек. Это люди, известные по роду своей основной деятельности в культуре, науке, образовании, медицине, воинской службе, спорте. Много лет назад их объединил народный театр. Оказалось, на всю жизнь.

На встрече было много воспоминаний. Куда без них, если предмет разговора каждому дорог.

Диана Михайловна Михальченко: "С этим театром я знакома очень давно, с детских лет, потому что в этом театре с 38 года работала моя мама. Она была участником драматического коллектива, который существовал при Доме Красной Армии. В военные годы мама уходила на репетиции. В 53-м году сюда пришла Ирина Александровна Волохова, коллектив был всего шесть человек, и уже через год было 40 с лишним человек. Были поставлены такие большие полотна, как "Бронепоезд 19-69" - там очень помогли супруги Плавинские. Я пришла в 57-м году. Ирина Александровна подключила меня и сразу дала роль в спектакле "В поисках радости" Розова.
И с 57-го года по окончание существования я всё время была связана с этим театром. Получилось 35 лет. Я сыграла 40 с лишним ролей за это время. Театр у нас был очень дружный. Вырос очень интересный, сильный коллектив. Получилось, одна пьеса "Цветы живые" Погодина ставилась и в нашем коллективе, и в драмтеатре. И мы оказались лучшими исполнителями, потому что у нас люди играли сами себя. Эта пьеса погодинская о начале коммунистических бригад, и мы все были от станка. А театр играл рабочих. Получилось, мы даже посоревновались с драматическим театром. Мы объездили всю Маньчжурку, к нам очень хорошо всегда относилось руководство политуправления. Говорили - это просто драматический кружок. Что вы требуете костюмерные и прочее? Ирина Александровна всё-таки добилась: у нас был и столярный цех, и костюмерная. Были такие костюмы, которых не было даже в театре! У нас великолепные были мастера - семья Дегтярёвых. Он даже шинели шил настоящие. У нас всё было, как в настоящем театре, Ирина Александровна добилась, что не было никаких скидок на самодеятельность. У нас не было суфлёра, а освещение, звук - это всё были представители народного театра. Начальником Дома офицеров был Урюпин Сергей Михайлович, благодаря его заботе всё у нас шло хорошо. Театр Дома офицеров для нас был родной дом, мы работали без всякой зарплаты, но мы очень любили свой театр. Репетиции проходили три раза в неделю после работы. Как бы не уставали, никогда никаких жалоб не было. Когда мы выезжали по военным частям, обратно приезжали в 2-3 ночи, а утром к 9 всем на работу. С работы к 7 часам на репетицию. Опоздание на репетицию или не приход были недопустимы. Ирина Александровна была таким вдохновителем, таким организатором, таким воспитателем! Она многому научила нас. Научила не только сценической грамоте, театральной, она привила нам культуру. Наш театр был настолько сплочённым. Нас девять человек осталось от того коллектива, но мы каждый год 5 мая, в день рождения нашей Ирины Александровны, мы собираемся. Мы до сих пор дружим все.
В 1959 году любительский театр из Забайкалья первым в Вооружённых силах Советского Союза получает звание народного, в 1965 году становится лауреатом Всеармейского смотра народных театров в Москве. Из 56 народных театров 12 было выбрано в Москву. Мы первые открывали этот смотр. Приехали оттуда лауреатами. Возили мы спектакль "Парень из нашего города".

Сцена из спектакля "Парень из нашего города" по произведению Константина Симонова.

Обретя всесоюзную известность, работая с классикой, современной драматургией, ставя спектакли на военную тему, театр Ирины Волоховой уже не снижает достигнутого творческого уровня. О нём пишут восторженные рецензии московские театральные критики, о нём говорят известные актёры и режиссёры. Он - лауреат Всеармейских, Всероссийских и Всесоюзных смотров.

- Мы были в Красноярске на зональном смотре и были в Москве в 67-ом году с "Шифровка для Блюхера". "Шифровку для Блюхера" смотрел сын Блюхера, и когда он посмотрел спектакль, сказал: "Мой отец правильно жил и правильно работал, раз такой театр может всё рассказать об этих днях".

Спектакль "Шифровка для Блюхера" по роману Юлиана Семёнова, вспоминали артисты, стал лауреатом, а один из рецензентов назвал его "победой над схемой". Театр смог перебороть схематизм пьесы и сделать настоящий живой спектакль.

Диана Михальченко пришла в народный театр вслед за мамой, Борис Максимов - после драмкружка, на который набрёл, можно сказать, случайно. Вспоминает заслуженный работник физической культуры РФ Борис Петрович Максимов.

Борис Петрович Максимов: "Как вообще я соприкоснулся с театром… Мы знакомились с театром через радио, репродукторы. Там транслировались спектакли наших русских театров, там была великолепная музыка, и первые уроки мы получали там. Потом я как-то зашёл в Дом пионеров, который был рядом с "Удоканом". Хотелось ещё чем-то заниматься помимо футбола, которым мы занимались на улице. Прошёл по коридору и увидел надпись "Драматический кружок". Как-то мне на душу запало, стал заниматься. В этом же кружке в то время заканчивал свою театральную деятельность на этом этапе Юрий Соломин. Все знают этого великого артиста и замечательного театрального деятеля. В то время был поставлен спектакль "Молодая гвардия", и Юрий Соломин играл там роль не самую главную - предателя. Через какое-то время стала работать режиссёром Ирина Александровна Волохова. И я первую роль играл у неё в спектакле "Королевство кривых зеркал".
Театр для меня стал не просто местом, где я проводил время. Это была академия культуры, школа жизни. Здесь мы познакомились с интересными интеллигентными, образованными людьми - офицерами, преподавателями, учёными. Это было место, где мы познакомились с великой литературой, драматургией; где мы постигали азы декламации, учились понимать слово. Это пригодилось потом в жизни. Это было прекрасно, это настолько обогатило жизнь. Мне приятно видеть моих дорогих друзей".

Драмкружок Дома пионеров заразил любовью к сцене и Галину Клейнос. Позднее в труппе самодеятельного театра появились два артиста с фамилией Клейнос. Ярким характерным актёром был Виталий Клейнос - супруг Галины Владимировны. Говорят, у него замечательно получались образы казаков, матросов.

Галина Владимировна Клейнос, строитель, работала в проектном институте, затем экскурсовод: "В театре мы каждого встречали приветливо, каждому старались помочь, подсказать. Мы за товарища стояли горой и жили, как большая семья. Я любила театр, любила сцену, своих героев. Я не была героиней, у меня были второстепенные роли. Понимаете, от второстепенных ролей тоже очень многое зависит. Нас осталось немного и нас назвали "осколки народного театра". В газете "Читинское обозрение" появилась статья - мне было обидно. Какие же это осколки! Это прекрасные люди, которые связаны дружбой и любовью к сцене, к театру. Изменился наш строй, но в истории Читинской области, Забайкальского военного округа навсегда останутся наши имена и наша работа в народном театре".

Галина Владимировна Клейнос призналась на встрече, что опыт народного театра очень помог ей, строителю-проектировщику, когда увлекшись краеведением, она стала проводить экскурсии по Чите. Оказалось, салон автобуса - те же театральные подмостки, а туристическая группа - те же зрители.

В жизни известного учёного, доктора геолого-минералогических наук, заслуженного деятеля науки РФ Георгия Юргенсона наука и театр успешно сосуществовали со школьных лет. Свой рассказ на встрече в Доме офицеров Георгий Александрович сопровождал фотографиями друзей-актёров, сцен из спектаклей, репетиций, которые он тщательно собирал и хранил все эти годы.

Георгий Александрович Юргенсон: "Театр - это особое явление. Человечество всегда пыталось понять себя через то зеркало, которое оно само умело создавать. Это зеркало и есть театр. Но оно отличается от истинного тем, что в театре появляется то, что человек желает. Я вспоминаю далёкие-далёкие времена - 1952 год, когда я впервые пришёл в городе Октябрьском в Башкирии в театр-студию, которую организовал Константин Константинович Ноодунд, один из учеников Станиславского. Тогда очень репертуарным был спектакль "Аттестат зрелости", и я в 17-летнем возрасте играл самого себя. Потом был Улан-Батор, где я поставил "Егора Булычова", поставил "Осеннюю скуку" Некрасова. А потом снова Советский Союз, татарская школа, где я ставил спектакли на татарском и русском языке. Потом Казанский университет, где я работал у известного режиссёра Николая Правоторова, народного артиста РСФСР. Он очень многое мне дал. Я учился на геологическом факультете вместе со Станиславом Говорухиным, и один из спектаклей мы играли вместе с ним. Дальше я приехал в Читу и в 60-м году узнал, что тут есть народный театр. Пришёл и увидел великолепный коллектив, в котором можно работать. Ирина Александровна была человеком, который глубоко понимал психологию актёров. Заслуга её была в том, что она понимала, раз есть мужская половина, нужна и женская. Надо было привлечь и жён мужчин, которые приходили в театр. В театре были пары. Это чрезвычайно важно, потому что театр был дружен. Ирина Александровна мечтала о классике, до этого были пьесы советских авторов. Она решила попробовать сказку сделать - "Волшебник-эстрагонец". Мы видим Диану Михальченко, Сталину Лысак, Выскубова. Они создали образы, которые были написаны великим Шекспиром. И в 1966-м году Ирина Александровна решилась… Диана Михальченко и Фёдор Пруткин - "Ромео и Джульетта". А это ваш покорный слуга".

На снимке Тибальт со шпагой в руке. Именно эту роль играл в спектакле "Ромео и Джульетта" Георгий Юргенсон.

- В этом спектакле много фехтовальных сцен - мы проводили специальные занятия под руководством кандидата в мастера спорта по фехтованию. Порядка двух месяцев мы учились этому делу. Сначала мы работали в масках, а потом, когда была создана партитура всех фехтовальных сцен и боёв, маски сняли. Каждое движение было отработано. Госпожа Монтекки - Надежда Михальченко, мама Дианы Михальченко. Плавинская и Аннна Захаровна Смагина - великолепная характерная актриса, которая на смотре в 66-м году получила звание лауреата Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Этим спектаклем Ирина Александровна сумела показать, насколько успешно работал театр, насколько выросли актёры, чтобы можно было идти дальше. Я с удовольствием вспоминаю это время, к сожалению, я был очень занят и в 71-м году мне пришлось уйти из театра, но я храню в памяти эти святые минуты, эти святые мгновения, потому что для каждого актёра это счастливые мгновения, когда тебя чувствует зритель, он живёт с тобой, и ты получаешь огромную радость.

Связанные теги: театрюбилеиДом офицеров

Просмотреть все новости из этой рубрики:

Грани

Сообщить об ошибке - Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Акопян Карина Артуровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus