Россия 1 Россия 24 Радио Маяк Радио России Вести FM
$: 77.08 р. | €: 91.36 р. | ¥: 11.56 р. |  Вход | Регистрация

85 лет со дня рождения народного театра Дома офицеров. Продолжение

0 0

Мы продолжаем рассказ о важной юбилейной дате в истории театральной жизни столицы Забайкалья. 85 лет назад в Читинском доме Красной Армии появился самодеятельный театральный коллектив, традиции которого позднее продолжил народный театр окружного Дома офицеров советской армии под руководством талантливого режиссёра, заслуженной артистки РФ Ирины Александровны Волоховой. На юбилейную встречу, организованную нынешними работниками Дома офицеров Забайкальского края в декабре 2019 года, пришли ветераны народного театра, артисты сегодняшнего театра-студии, читинские студенты и школьники. Много звучало воспоминаний актёров-любителей о славных годах совместного творчества. В фонде Государственной телерадиокомпании "Чита" сохранились записи некоторых спектаклей и радиокомпозиций народного театра Ирины Волоховой, датированные 50-70-ми годами прошлого века.

Отрывок из спектакля "В поисках радости" по пьесе Виктора Розова. В сцене заняты артисты народного театра Надежда Михальченко и Юрий Выскубов.

Интересно, что в этом спектакле на сцену выходили мать и дочь Михальченко. Надежда Гордеевна играла роль матери, а Диана Михальченко - роль её невестки Леночки. И таких семейных пар в театре было немало. Об этом говорил в прошлой передаче Георгий Александрович Юргенсон. Слова благодарности народному театру окружного Дома офицеров говорили во время юбилейного вечера артисты разных поколений. У микрофона врач-кардиолог по образованию Татьяна Наумкина.

Татьяна Наумкина: "Я пришла в театр Дома офицеров, когда пошла в девятый класс, 75-й год, и с восхищением смотрела на тех, кто сейчас сидит в первом ряду. Я у них училась, мне посчастливилось играть с ними на одной сцене. Вся жизнь моей семьи связана с Домом офицеров. Мы не только играли в спектаклях, мы ездили по воинским частям. И хотя моя трудовая деятельность не связана с театром, театр в моей жизни присутствовал всегда. Это невероятные воспоминания. Когда-то в народном театре Дома офицеров мы переделали песню. Я хочу напомнить вам её".

Из ветеранов народного театра была на встрече и Галина Викторовна Афанасьева, работавшая в Доме офицеров и отвечавшая за техническую сторону театральной деятельности - от создания декораций к спектаклям до организации зрителей. Десять лет была связана с народным театром жизнь Олега Степановича Шлямова.

Олег Степанович Шлямов: "Я в драмкружках участвовал, когда в школе был, затем руководил ансамблем "Авиатор" в Виннице. С этим ансамблем мы объездили всю Винницкую область. Когда Львовское политическое училище окончил, я был направлен в Степь. Это был 75-76 год. Я стал участвовать в художественной самодеятельности. Как исполнитель ролей Тёркина, аккомпанировал себе на баяне, исполнял песни, фельетоны. В окружном смотре я стал лауреатом, в Иркутске был ведущим смотра и со Степи был переведён в Читу. В окружном Доме офицеров был заместителем начальника и встретился с нашим народным театром. Ирина Александровна Волохова пригласила меня и я стал участвовать в этом театре. Тогда мне было где-то 37-38 лет. Стали большие спектакли ставить. "Смертью смерть поправ" по повести Бориса Васильева "В списках не значился". Там я играл почти самого себя, политрука. Начальник Виталий Терентьевич Пасечник играл одного красноармейца и немца. Художник - Солдатик Кухарь Андрюша оформлял спектакль наш".

Сцена из спектакля "Смертью смерть поправ" по повести Бориса Васильева "В списках не значился". Лейтенант Николай Плужников - Сергей Истомин, политрук - Олег Шлямов.

После этого спектакля Ирина Александровна Волохова решила попробовать меня и Лёшу Драницу в спектакле "Андро и Сандро". Тема была сугубо гражданская , с таким грузинским акцентом. Я играл маленького Андро, а Сандро высокий был. Эта разница в росте очень колоритно смотрелась. Мы с этим спектакле выезжали во многие воинские части округа. Отсюда пошла дружба с народным театром. У меня появились друзья — Выскубов Юрий Алексеевич, со многими друзьями стали. 7 мин. Ежегодно в день рождения Ирины Александровны Волоховой мы встречаемся. Это дорого. У меня остался архив...Это наш Комиссар — Пруткин Фёдор Семёнович, Это "Стряпуха" - заняты Леонид Драница и Любовь Драница, жена его. Много у нас было семейных пар. Член военного Совета был тогда Алексей Лизичев, приходил на репетиции , на просмотры, журналисты писали о нас много.

Какие работы народного театра можно было поставить на один уровень с профессиональным коллективом?

- "Золотая пучина" - тогда конкурировали даже с нашим драмтеатром. И они поставили "Золотую пучину, И мы поставили. Комиссия признала, что наш спектакль лучше был. Спектакль "Живи и помни" Мария Владимировна Скрябина уже была режиссёром, очень хороший спектакль был. Массовый. Я играл лукавого старичка, который проводил подписку на заём. В главной роли у нас был артист первой категории Куценко Сергей. Они выступали С Любовью Михайловной Пакулиной. С воодушевлением вспоминаешь это всё, с добротой. Народный театр много дал каждому, это всё здорово было.

Что касается заслуженного работника культуры РФ Любови Пакулиной, можно сказать, что и в Чите-то Любовь Михайловна оказалась, наслушавшись восторженных отзывов мужа о местном народном театре.

Любовь Михайловна Пакулина: "Я пришла в театр в 65-ом году. Мой муж был на преддипломной практике в Чите. Приехал — все уши мне пропел, какой в Чите замечательный любительский театр есть. Зная мою любовь к театру, он меня уговаривал ехать в Читу. Первый спектакль, который я увидела, был спектакль "Ромео и Джульетта". Действительно, театр-то настоящий: и труппа великолепная, и сформирована грамотно, прекрасная сценография...Я тут же решила в театр прийти сама. Встретилась с Ириной Александровной, была ею просто очарована.
Мы были под гипнозом Ирины Волоховой. Она создала атмосферу необычайную. Она была основана на духовных потребностях человека. Мы говорили о литературе, новой драматургии. И не от того мы ходили в театр, что было много свободного времени, у нас его не было. Я была мать четверых детей, Георгий Александрович работал над своей темой, режиссёры телевидения - Сталина Лысак, Диана Михайловна - там же работала. У всех были профессии, которые отнимали много времени. Супруги Плавинские - Вера Сергеевна - педагог великолепный, её муж возглавлял большой отдел в тресте. Довольно солидная публика была. Духовная потребность, чтобы душа наша не зачерствела, - за этим мы приходили в любительский народный театр. Не жалели времени. До трёх часов ночи репетиции были, особенно перед выпуском спектакля. Работы было много"
.

О "Золотой пучине" - "Грани" 2014 год. О работе над спектаклем "Золотая пучина" вспоминает режиссёр народного театра Ирина Александровна Волохова. В сцене из спектакля "Золотая пучина" по роману забайкальского писателя Владислава Ляхницкого заняты артисты театра Николай Дукмасов и Любовь Пакулина.

Это действительно были лучшие времена для любительского театра. Сейчас нет такого внимания к любительскому театральномиу движению. О нас писали газеты, на каждый спектакль выходили рецензии. Журнал "Театр" даже такую страничку имел - "Из жизни народных театров", такое было внимание государства. Ирина Александровна уехала из Читы в 79-м году, мы очень переживали. На смену пришла Мария Владимировна Скрябина. В 70-х годах она заканчивала Щукинское театральное училище и защищалась на нашем коллективе - спектакль "Птицы нашей молодости" Иона Друцэ. Она сделала хороший спектакль, мы в нём с удовольствием работали, и с 79-го года театром руководила Мария Владимировна. Мне сейчас очень грустно, что сейчас нет такого отношения к этому виду самодеятельного творчества. Может, что изменится.

Известный театральный педагог, режиссёр вот уже на протяжении 30 лет руководитель театра-студии "Школяр" в читинской школе №5 Мария Владимировна Скрябина встала у руля народного театра Дома офицеров с благословения Ирины Волоховой.

Мария Скрябина: "Когда уехала Ирина Александровна Волохова, она передала театр мне. Я тогда была шокирована. Она приходила к нам на спектакли, я приходила к ней, хорошо знала актёров. Такой режиссёр, актриса, с таким опытом, с такой работоспособностью, и вдруг мне. Я ошарашена была.
Я делала у них дипломный щукинский спектакль "Птицы нашей молодости". Коллектив был весь у меня занят. Я знала, на что иду. Лёня Драница сказал: "Владимировна, если ты не возьмёшь театр, я уйду!" Я почувствовала, что нужна. Они много лет знают Ирину Александровну, со мной это будет уже другой театр, я же другая. Мы проработали достаточно много времени, были спектакли очень интересные - коллектив потрясающий во всех отношениях. А какие гастроли были! Где мы только не были. Мы ездили туда, где маленькая сцена, куда наш областной театр не ездит. Мы были в таких глубиночках, где нам не только спасибо говорили, нам приносили молоко, творог, картошку, хлеб. Что было очень ценно! Нарвут букетики полевых цветов и нам дарят, и это было так здорово!"

Большой сценической работой театра и режиссёра Марии Скрябиной стал спектакль "Живи и помни" по произведению Валентина Распутина в 1980 году. Затем для любительского коллектива начался трудный период.

Мария Скрябина: "Мы долго боролись за народный театр, у Равиля Фаритовича были, он отправил письмо в комитет культуры. Я всё сообщила, что есть костяк, пришли бы люди и работали. Что, у нас много театров, что ли? Да и не в этом дело. Люди бы нашли место, где можно невостребованное, неиспользованное отдать людям; раскрыть себя, в конце концов, перед родными, друзьями, городом.
Мы перешли в ДК машзавода и там продержались год бесплатно. Я в "Бицепсе" работала год бесплатно. Со спектаклем "Спокойной ночи, мама", где было занято два человека - Любовь Михайловна Пакулина и Катя Козлова, нас пригласили в Утулик, и мы приехали туда как возрождающийся театр Дома офицеров. Как там радовались все, такая была овация - он был известен. Мы с достоинством сыграли там, мы подтвердили, что возродились! И что? Мы приехали, а нам от ворот поворот показали. Сказали - вы не нужны!"

Это был 1999 год. Менялась страна. Менялись приоритеты.

Актёр, режиссёр, театральный художник, заслуженный деятель искусств Забайкальского края, заместитель директора Забайкальского театра кукол "Тридевятое царство" Сергей Жарков был в числе тех, кто защищал народный театр Дома офицеров до дня его закрытия.

Сергей Жарков: "Нельзя написать приказ "Создать театр". Театр всегда создаётся вокруг коллектива или творческой личности, которая объединяет, вдохновляет, направляет. Но, к сожалению, такая бумага может закрыть театр. Очень бы хотелось, чтобы такого не было. Хочу вспомнить слова Булата Окуджавы: "Можно театр позолотой покрыть, полы коврами устелить, но вдохновение для представления разве возможно за деньги купить". Все артисты народного театра, студийных театров, конечно, работали не за деньги, а за вдохновение. Для меня таким вдохновителем была Мария Владимировна. Именно она подставила мне плечо для того, чтобы я стал тем, кем стал сегодня, - профессионалом в театре. Я бы хотел пожелать коллективу, который работает сейчас здесь, сохранить это вдохновение, нести этот пласт культуры, который принёс в Забайкальский край народный театр Дома офицеров. Сохраните театр, поддерживайте его".

После закрытия в окружном Доме офицеров любительского театра прошло больше 20 лет. В 2012 году руководством Забайкальского края было принято решение о создании нового учреждения - Дома офицеров Забайкальского края. А осенью 2013-го там был возрождён  театр-студия, художественным руководителем которого стала заслуженный деятель искусств Забайкальского края Татьяна Мамчур. Среди постановок театра "Сказ про Федота стрельца", "Летучий корабль", "А зори здесь тихие", трилогия о героях-забайкальцах - "Трубка снайпера", "Путь разведчика", "Бурятский брянец" и другие. От имени организаторов юбилейной встречи слово взяла режиссёр театра-студии Татьяна Мамчур.

Татьяна Мамчур: "Сегодня наш театр-студия растёт, развивается. Это чувствуем мы, чувствует зритель. Я благодарна вам за чудесные искренние воспоминания. Я ценю ваш труд, знаю, чего это стоит. Я очень вам благодарна. Насколько глубокий, монументальный, разный материал. Хотелось бы обо всех рассказать, остановиться на спектаклях. Это только начало. Мы вместе с вами будем работать над этим дальше. Мы обязуемся хранить эту историю, продолжать традиции, вдохновение то не потеряем никогда".

В дар военно-историческому музею Дома офицеров ветераны народного театра передали ценную реликвию. Это альбом о жизни и творческой деятельности родного коллектива с фотографиями, откликами, рецензиями. Его долгие годы бережно и с любовью оформлял один из ведущих актёров театра, заслуженный работник культуры РФ Фёдор Пруткин. Кстати, почётное звание Фёдор Семёнович получил именно за создание ярких сценических образов в любительском военном театре.

В завершение встречи, посвящённой 85-летию со времени возникновения в Забайкалье первого самодеятельного театра, традиции которого продолжил народный театр окружного Дома офицеров Советской армии, артисты нынешнего театра-студии Дома офицеров показали зрителям отрывок из своего спектакля.

Елена Князева, Наталья Сергеева, Ольга Пригодина, 28 янв 2020, 18:00

Связанные теги: театрюбилеиДом офицеров

Просмотреть все новости из этой рубрики: Грани

Сообщить об ошибке - выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Видео по теме

Радиопередачи по теме

Комментарии

  • Зарегистрированный
  • Анонимный

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с «Правилами
комментирования».

Россия 1 Радио России Маяк 103,4 Вести FM

Государственный Интернет-Канал "Россия" © 2001-2020

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-59166 от 22 августа 2014 г.

Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Главный редактор Главной редакции ГИК "Россия" - Панина Елена Валерьевна.

Редактор ГТРК - Акопян Карина Артуровна. Тел. +7 (3022) 31-95-86. Электронная почта: gtrkchita@mail.ru.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkchita.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkchita.ru обязательна.

Для детей старше 16 лет.

Система Orphus